Интересное

Правда и мифы о культуре гладиаторских боёв

Интерес XIX века к античности, включая Древний Рим, вышел общей эрудиции боком. Многое из того, что стало восприниматься как факты, придумали литераторы и художники того времени, потому что археология была не развита, а фантазия — наоборот. Голливуд закрепил эти вымыслы, превратив их в расхожие стереотипы. Очень сильно досталось культуре гладиаторских боёв.

Правда и мифы о культуре гладиаторских боёв

Гладиаторы сражались не только на мечах и пешком

Несмотря на то, что название профессии происходит от слова, обозначающего короткий меч, гладиаторы сражались на разных видах оружия и даже верхом или на боевых колесницах — это было немного похоже на то, как в наше время «спортсмены вообще» делятся на художественных и спортивных гимнастов, спринтеров и прыгунов.

Радикально разных по характеристикам гладиаторов обычно не выпускали на арену, потому что это попросту неинтересно: бой между равными продлится дольше и повороты будут не предсказуемы. То же самое с большим количеством гладиаторов на одной арене. Схватка двоих выйдет интереснее, чем бессмысленная беготня троих-четверых друг за другом (или друг от друга). Гладиаторские бои были очень упорядочены.

Правда и мифы о культуре гладиаторских боёв

Гладиаторы были суперзвёздами

Гладиаторами были вовсе не воины, которых вытолкали на арену за преступления, и не пленные, которых притащили для одноразового развлечения. Они были чем-то вроде наших бойцов без правил — только с правилами. С довольно кровавыми. Тем не менее, смерть гладиатора на арене была делом нечастым. Во-первых, это было бы невыгодно владельцам рабов-гладиаторов или владельцам гладиаторских школ, которые представляли свободные бойцы. В экипировку, питание, обучение гладиатора уходило слишком много денег, чтобы без сожаления отдавать бойца потом на верную смерть — пусть даже не с первого боя, а с десятого.

Правда и мифы о культуре гладиаторских боёв

Во-вторых, похоже, что существовала практика договорных боёв. У гладиаторов были свои приёмы, как сделать бой на арене острее, зрелищнее и… безопаснее друг для друга, и не было никаких причин этими приёмами не пользоваться. Большинство гладиаторов работали на арене несколько лет, самые успешные становились настоящими суперзвёздами — женщины зазывали их на свидания, мужчины осыпали дарами, а дети играли с их кукольными изображениями из глины.

Неудивительно, что в гладиаторских боях не было необходимости задействовать много рабов или пленных. На арену рвалось за славой и деньгами немало крепких молодых мужчин. За тем, чтобы жизнь гладиаторов текла сладко и гладко, следили аналоги современных профсоюзов! Гладиаторы могли даже бастовать!

Правда и мифы о культуре гладиаторских боёв

Кстати, о мужчинах

Исследователям Античности из Нового времени было очень трудно принять, что гладиаторами были и женщины. Каждый раз, находя скульптурное или живописное изображения гладиатрикс, они пытались найти ему объяснение, исходя из своих представлений о незыблемой роли женщин в обществе. В конце концов, изобразительных и письменных источников накопилось столько, что не признать, что на арену выходили и женщины, невозможно. Запретили бои женщин по нравственным соображениям (из страха, что они решат представлять Рим на Олимпийских играх) только в начале третьего века нашей эра!

Относились к явлению гладиатрикс в патриархальном римском обществе по-разному, примерно, как сейчас реагируют на женщин в боксе или разных видах рукопашного боя. Кто-то негодовал или высмеивал, но хватало и фанатов. Подарки и признания в любви гладиатрикс получал в большом количестве, а во время их боёв свободных мест на трибунах не было. Правда, выйти замуж ей было невозможно. Женщина, ведущая любую публичную жизнь, считалась публичной женщиной.

Правда и мифы о культуре гладиаторских боёв

ПРОДОЛЖЕНИЕ НА 2-Й СТРАНИЧКЕ>>>

Добавить комментарий